НОВОСТИ > НАШИ МЕРОПРИЯТИЯ > Семинар в «СРЕТЕНСКОЙ»
 
 

Семинар в «СРЕТЕНСКОЙ»

О НОВОМ ГОСТ Р И МНОГОМ ДРУГОМ

28 мая в конференц-зале московской гостиницы «Сретенская» состоялся первый из серии регулярных семинаров, которые будут проводиться здесь под эгидой Ассоциации предприятий химической чистки и прачечных России.

Семинар, посвященный проверкам на предприятиях, требованиям к экспертным организациям и введению нового ГОСТа по маркировке изделий, собрал более 30 участников, представляющих 17 предприятий химической чистки и прачечных из Москвы, Жуковского, Воскресенска и Ярославля. В приветственной речи участникам президент АХП Л.Л. Берцев подчеркнул, что теперь подобные семинары будут проходить раз в один-два месяца (в зависимости от сезона), а также пригласил всех к участию в IV Всероссийском съезде работников предприятий химической чистки и прачечных, который пройдет 30-31 октября в московском выставочном комплексе «Крокус-Экспо».

Кроме того, президент Ассоциации напомнил слушателям о том, в каком статусе АХП отметит осенью свое десятилетие. Сегодня Ассоциация является членом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Подкомитета бытового обслуживания населения; входит в состав Некоммерческого партнерства «Союз участников потребительского рынка»; присутствует в Экспертном Совете по торговле и бытовым услугам при Минэкономразвития РФ. В настоящее время в проработке на разных стадиях находятся вопросы подготовки кадров для химчисток, проблема проведения аукционов на госзаказы; взаимодействие предприятий с поставщиками энергоресурсов и ряд косвенных проблем. В частности, на бумаге прописано, что предприятия бытового обслуживания имеют право на льготный коэффициенты при оплате аренды производственных помещений, а на практике это не работает. Всеми этими вопросами и занимается сейчас Ассоциация.

С тем, чтобы хоть как-то компенсировать проблему нехватки кадров, АХП совместно с Учебным центром «Диана» пришла к решению о необходимости организации обучения специалистов рабочих специальностей и технологов. Сегодня это единственный в стране центр, обладающий собственной производственной базой и действенными учебными планами.

В заключение своего выступления президент АХП пригласил всех посетить новый интернет-сайт Ассоциации, который функционирует с 1 июня. Его адрес – www.axp.ru.



Руководитель Юридической службы АХП С.В. Корягин
рассказал о том, что представляет собой возглавляемое им подразделение, особенно отметив, что на сегодняшний день это единственная специализированная служба, деятельность которой в общероссийском масштабе направлена на защиту предприятий отрасли. Огромный плюс и в том, что Юридическая служба работает при Ассоциации, являющейся некоммерческой организацией: это позволяет находиться в контакте и с государственными инстанциями, и с экспертными учреждениями, что дает возможность глубже вникать в проблемы отрасли и совместными усилиями решать накопившиеся еще с момента распада СССР и ликвидации Минбыта проблемы.

Так, в области представления интересов предприятий отрасли в суде несомненным достижением Юридической службы является то, что предприятиям отрасли теперь не просто удается отстоять свою честь перед недобросовестным потребителем, но и заставить его платить деньги предприятию за понесенные судебные расходы, а также оплату юридических услуг и услуг экспертов (прежде выигранное дело считалось максимумом успеха, и вопросами компенсации расходов никто не занимался).

Руководитель Юридической службы АХП обратил особое внимание слушателей на то, что в последнее время активизировалась деятельность различных обществ защиты прав потребителей, на поверку оказывающимися юридическими фирмами, чьей главной целью является не столь защита потребителей, а зарабатывание денег в судебных тяжбах. Юристы таких организаций принимают в производство даже самые безнадежные дела, сознательно затягивая процесс и выжимая из своих клиентов максимально возможное количество денег.

В области законотворческой деятельности Юридической службы АХП С.В. Корягин остановился на подготовленных в начале этого года Ассоциацией поправках в Закон «О защите прав потребителей». Эти поправки должны обеспечить баланс интересов предприятий и потребителей. Пока же есть, в частности, статья 35, которая позволяет заказчику при обнаружении любого дефекта заявлять о порче (повреждении) вещи, и на этом основании требовать возмещения ее двукратной стоимости – вне зависимости, существенный ли это недостаток или несущественный, устранимый или неустранимый. Вообще, возмещение двукратной стоимости вещи противоречит всем принципам: если вам возмещают деньги за некачественную вещь в магазине, то почему-то в размере одной стоимости, а химчистка должна платить дважды.

Пока проект поправок вынесен на рассмотрение в Подкомитет бытового обслуживания населения ТПП РФ, и поэтому Ассоциация в ближайшее время с удовольствием готова рассмотреть любые предложения российских специалистов химической чистки одежды и стирки белья по усовершенствованию данного Закона.

Говоря о деятельности Ассоциации, о ее статусе и успехах, Л.Л. Берцев и С.В. Корягин особо подчеркнули: Ассоциация – это все предприятия, которые в нее входят и от которых зависит будущее отрасли. Результаты деятельности Ассоциации зависят в первую очередь от того, насколько активны будут входящие в нее специалисты и предприятия. А Юридическая служба и Правление Ассоциации призваны аккумулировать эту активность в целях решения общих проблем.



Президент АХП Л.Л. Берцев
отметил, что в планах Ассоциации – вынести на рассмотрение съезда вопрос о потребительском экстремизме. «Клиент не всегда прав, - отметил выступающий, - особенно если речь идет о профессиональных жуликах, сделавших своей специальностью сдачу на предприятия заведомо не годные к чистке вещи». Это при том, что требования наших клиентов изначально более жесткие, чем требования заказчиков европейских. У нас совершенно иная культура потребления – химчистка часто используется в качестве «скорой помощи», когда вещь испачкали, и она нуждается в чистке. На Западе же химчистка выполняет в первую очередь гигиеническую, профилактическую функцию, и сдают туда нормальные вещи с нормальной степенью загрязнения. У нас же – дефекты неописуемые, клиенты такие же… А еще телевидение, которое монтирует программы так, как ему вздумается. Журналистам очень выгодно вставать на защиту «обездоленных» потребителей. Все, что говорится в защиту предприятий химчистки, безжалостно вырезается, чему есть масса свидетельств. Более того, по всем каналам зрителям предлагаются советы по чистке одежды в домашних условиях и рекламируются услуги различных юристов, защищающих права потребителей. Эта проблема также требует неотложного решения. Для начала – освещение работы съезда хотя бы московским телевидением.

Проверки на химчистках

С.В. Корягин: Достаточно большое число проблем на предприятиях химической чистки и прачечных возникает при проведении различного рода проверочных мероприятий – со стороны органов Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Рострудинспекции. В последнее время предприятия особенно страдают от органов пожарного надзора и органов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Предприятия вынуждают покупать дорогостоящие средства защиты, которые им при работе не нужны. Более того, МЧС требует от предприятий разработки индивидуальных планов действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, при этом никакой поддержки со стороны МЧС (хотя бы в части предоставления типовых планов) не оказывается, а предлагаются в качестве помощников фирмы, которым следует платить деньги. Эта проблема постоянных поборов со стороны проверяющих также будет вынесена на съезд.

Основная проблема конфликтов с представителями проверяющих органов – это, в первую очередь, недостаточная информированность руководителей предприятий о компетенции и полномочиях того или иного органа. К сожалению, бывают случаи, когда в пределах одного города проверяющие органы пытаются использовать в качестве средства недобросовестной конкурентной борьбы. Основанием может служить, например, депутатский запрос. В этом случае используется жалоба какого-либо подставного лица, которое якобы считает, что, скажем, размещением химчистки нарушаются его права. На основании этой жалобы уважаемый депутат обращается в прокуратуру примерно с таким текстом:

«Ко мне поступил материал о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства по организации химчистки в городе N. Химчистка – специфическое предприятие, так как в производстве используются химические препараты, которые относятся к разряду сильнодействующих особо токсичных веществ и требуют безопасного обращения. Кроме того, некоторые вредные вещества выбрасываются в атмосферу и оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду. В целях обеспечения санитарного благополучия главным санитарным врачом утверждены санитарные правила, которые действуют на всей территории Российской Федерации. В соответствии с указанными правилами организации химической чистки следует располагать в нежилых кварталах на расстоянии 50 м. Так, по адресу… размещено предприятие…, которое отстоит от жилых домов на расстоянии всего 38 м, что явно противоречит действующим нормам и неблагоприятно влияет на окружающую среду и здоровье населения, проживающего в домах по адресам… Здесь же располагается и детский сад (который был построен гораздо позже, чем химчистка – Ред.). Большая часть приемных пунктов предприятия… размещена прямо в торговых залах или вообще в продуктовом магазине, что категорически запрещено. Приемные пункты состоят из одной крохотной комнаты, где площадь колеблется от 5 до 15 м², в то время как отделения по приему и выдаче изделий должны иметь не менее двух помещений общей площадью не менее 40 м². По информации управления Роспотребнадзора, прием заказов в химчистку данных приемных пунктов осуществляет индивидуальный предприниматель… В течение 2007 года к ним уже поступали обращения о нарушении санитарного законодательства в приемных пунктов химчистки со стороны данного индивидуального предпринимателя. В результате проверок были выданы предписания о приостановлении работы приемных пунктов. Материалы проверок были направлены мировому судье и в прокуратуру… района города N для прокурорского реагирования».

Между тем, часто предприниматели не знают своих прав при проведении проверочных мероприятий. Существует Закон № 134 «О защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при проведении мероприятий по контролю», принятый 8 августа 2001 года. Во-первых, необходимо знать, что руководитель предприятия имеет полное право присутствовать при проведении мероприятий по контролю, непосредственно участвовать при проведении проверки и получать необходимую информацию о целях, задачах и предмете проверки. Руководители предприятия имеют право ознакомиться с результатами проверки, составляемыми по ним актами, заявлять о своем согласии или несогласии с ними и в последнем случае обжаловать действия должностных лиц и в суды, и в административном порядке. Поэтому при проверках не следует впадать в панику, а нужно четко выяснить, какие претензии предъявляются предприятию и в случае нарушения своих прав немедленно обращаться к нам в Ассоциацию – и с целью защиты собственных прав, и с целью предотвращения дальнейших противоправных действий со стороны представителей проверяющих органов.

Также следует знать, что 12 мая 2008 года Президент РФ Д.А. Медведев подписал Указ № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с этим Указом на федеральном уровне деятельность химчисток и прачечных вправе проверять следующие органы.

Прежде всего, это органы Министерства внутренних дел (милиция), в том числе подведомственная данному Министерству Федеральная миграционная служба. Как правило, они проверяют нашего предприятия в части выявления совершения уголовных преступлений (обычно экономические, налоговые преступления), а также случаи привлечения к трудовой деятельности иностранных работников без соответствующего разрешения. Следующий орган – Федеральная служба судебных приставов при Министерстве юстиции РФ. Судебные приставы вступают в дело тогда, когда принято судебное решение не в пользу предприятия (скажем, есть постановление взыскать с предприятия денежную сумму в пользу клиента либо предприятие должно совершить определенные действия). Третий орган – это Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при Минздравсоцразвития РФ. Иными словами – Роспотребнадзор. Здесь необходимо знать, что Роспотребнадзор имеет право проверять предприятия только в части соответствия санитарно-эпидемиологическому законодательству и законодательству о защите прав потребителей. Как правило, именно в этих двух сферах и возникает у предприятий большинство проблем.

Четвертый орган – это Федеральная служба по труду и занятости при Минздравсоцразвития РФ (Рострудинспекция). Они проверяют исключительно соблюдение требований законодательства о труде и об охране труда. Пятый орган – Федеральный орган по экологическому, технологическому и атомному надзору при Минприроды РФ (Ростехнадзор). В компетенцию этого органа входит проверка соответствия требованиям законодательства по охране природы и окружающей среды, обращению с отходами (в частности, шламами), правил эксплуатации производственного оборудования, установок и производственной безопасности.

Кроме того, проверки имеет право производить Федеральная налоговая служба Минфина России, которая проверяет предприятия в части соблюдений требований налогового законодательства. Еще один орган – МЧС, о чем сегодня мы уже говорили. Проверяют они соответствие требованиям пожарной безопасности, а также выполнение требований законодательства в области обеспечения гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Необходимо также знать, что при наличии жалобы практически по каждому вопросу предприятие может быть проверено прокуратурой, которая осуществляет общий надзор по обеспечению законности на всех предприятиях и организациях Российской Федерации. Помимо федеральных органов, на территории каждого субъекта Российской Федерации по инициативе органов исполнительной власти на основании подзаконных актов могут создаваться органы, имеющие полномочия для проведения государственного контроля.

Каковы общие правила проведения проверки? Проверяющий, который является на предприятие, обязан предъявить его руководителю распоряжение о проведении проверки, где указано наименование проводящего проверку органа и данные должностных лиц, проводящих проверку, а также, в какой части они имеют право проверять предприятие. Иными словами, при проведении проверок они не имеют право выходить за пределы своей компетенции и не могут проверять все подряд.

Продолжительность проверки не может превышать одного месяца. В исключительных случаях (скажем, если требуется проведения сложных экспертиз, дополнительных мероприятий) она может быть продлена еще на один месяц на основании специального распоряжения руководителя проверяющего органа. Результаты мероприятий по контролю в обязательном порядке должны быть оформлены соответствующим актом в двух экземплярах. Один экземпляр акта вручается непосредственно руководителю предприятия либо направляется ему заказным письмом по почте.

В соответствии с Законом, на предприятии должен вестись «Журнал учета мероприятий по контролю», однако на практике на многих предприятий такой журнал не ведется; более того, многие просто не знают, что это за журнал и как его вести. Понятно, что органы государственного контроля в ведении такого журнала попросту не заинтересованы: в нем фиксируется, когда проводилась проверка, кто ее проводил, какие были выявлены нарушения. Такой журнал нужен любому предприятию, и его необходимо вести. Как правило, ведет его директор предприятия.

Проверки, как известно, бывают плановыми и внеплановыми. Согласно Закону, плановые мероприятия проводятся не чаще, чем раз в два года, а если малое предприятие только зарегистрировано – не ранее, чем через три года. На практике же проверяющие «гостят» на предприятиях химчистки и прачечных значительно чаще – раз в полгода, а некоторые и каждый месяц. Причина этому – положения пункта 5 Закона № 134, которые предоставляют должностным лицам возможность проводить внеплановые проверки в неограниченных количествах даже при наличии весьма формальных оснований (например, жалобы).

Одним из поводов проведения внеплановой проверки, как правило, являются нарушения, выявленные в ходе плановой проверки. Поскольку при любой проверке на предприятии можно найти хоть одно, пусть самое мелкое, правонарушение, органы государственного надзора выписывают штрафы, выдают предписания об устранении этих нарушений и устанавливают срок (скажем, полгода), в течение которого приходят на предприятие снова и снова (во исполнение контроля данного предписания) и подобным образом искусственно сокращают сроки для проведения плановых мероприятий: такой контроль может продолжаться бесконечно. Дело в том, что, приходя снова и снова, контролирующие органы уже не ограничиваются контролем за исполнением предписания, а, как правило, начинают «копать вглубь», что является незаконным. Здесь нужно действовать решительно и сразу же заявлять о своей информированности о правах и обязанностях каждой стороны.

Поводом для назначения внеплановой проверки также может служить любая жалоба, обращение как со стороны представителей власти, так и от любого гражданина, если предприятие нарушает его права и интересы. К сожалению, никто не выясняет, насколько обоснованы эти жалобы. Как уже говорилось, нередки случаи, когда подачу жалобы на предприятие организуют его конкуренты с целью создать сложности для его успешной работы.

Однако данная ситуация находится в поле зрения Президента России. Совсем недавно, 15 мая 2008 года был подписан Указ № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». В частности, планируется ограничить проведение проверок для предприятий малого и среднего бизнеса периодичностью не чаще чем раз в три года (за исключением налогового контроля). Внеплановые же проверки будут проводиться только по нарушениям, угрожающим жизни и здоровью людей и с согласия прокурора субъекта РФ. Это, как представляется, должно создать надлежащие гарантии для обеспечения прав предприятия по пресечению недобросовестных или незаконных проверок.

Кроме того, Указ предлагает наконец-то приструнить органы милиции, столь часто и необоснованно появляющиеся на наших предприятиях и ввести запрет на составление указанными органами протоколов об административных правонарушениях в среде предпринимательской деятельности (что абсолютно не входит в их компетенцию). Также в Указе затронуты права субъектов малого предпринимательства в части сдачи помещений в аренду органами государственной власти. Тем предприятиям, которые занимаются социально значимыми видами деятельности (в том числе осуществлением услуг химической чистки одежды и стирки белья), предлагается предоставлять помещения по льготным ставкам. Если же помещение арендуется более трех лет, органы власти смогут продать его предприятию без аукциона и с рассрочкой оплаты. До 1 сентября 2008 года должен быть утвержден план мероприятий, направленных на снижение платы за подключение к электросетям и упрощение этой процедуры для объектов, нужных малому и среднему бизнесу.

В заключение руководитель Юридической службы АХП отметил, что Закон № 134 дает широкие полномочия Ассоциации как некоммерческой организации – оспаривать правомерность принятия тех или иных документов (в частности, последние санитарные нормы), защищать интересы отдельных предприятий и всей отрасли в целом… Таким образом, у Ассоциации есть соответствующий инструментарий, и мы призываем все предприятия отрасли им пользоваться.

Какой должна быть экспертиза

С.В. Корягин: Прежде всего, отмечу, что на сегодняшний день у нас наблюдается довольно существенный дефицит специалистов и учреждений, которые проводят качественные и независимые химико-технологические экспертизы с целью определения соответствия нормативным документам качества услуг химической чистки, крашения и стирки, а также причин образования имеющихся на изделиях дефектов в процессе соответствующей обработки.

Особенно это касается регионов, где по имеющейся у нас информации нет ни одного подобного экспертного учреждения, что на практике создает довольно значительные проблемы для предприятий химической чистки и прачечных, которые вынуждены отстаивать свои права и законные интересы в судебных инстанциях по искам потребителей.

Как правило, только качественно проведенная экспертиза может помочь предприятию защитить свои права. Отсутствие же в регионах соответствующих специалистов вкупе с нежеланием некоторых судей отправлять дело на экспертизу в столицу приводит к тому, что проведение судебных экспертиз по рассматриваемой категории дел поручается организациям и лицам, которые совершенно не разбираются в аспектах технологии химической чистки, крашения и стирки.

Дополнительно указанная весьма негативная тенденция осложняется тем, что в действующем законодательстве не содержится четко определенных требований, которым должны соответствовать эксперт или экспертная организация, которым суд поручает проведение подобного рода экспертиз. Статья 79 ГПК РФ лишь в общих чертах предусматривает, что экспертом является лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области науки, техники, искусства или ремесла. При этом нигде не указывается, чем должен подтверждаться тот факт, что эксперт обладает указанными специальными знаниями в объеме, достаточном для проведения соответствующей экспертизы (дипломом об образовании, стажем работы, документом о повышении квалификации, сертификатом компетентности эксперта…?). Неясно также, какой экспериментальной базой должен располагать эксперт для проведения полного, всестороннего и качественного исследования, какие конкретно методы и технические средства должны быть им применены для получения достоверной доказательственной информации и составления правильного и обоснованного заключения? Должна ли испытательная лаборатория, на базе которой эксперт проводит соответствующие исследования, быть аккредитована на независимость и техническую компетентность по данному направлению и кем?

Действующее законодательство прямых ответов на указанные вопросы не содержит. Поэтому на практике решение вопроса о поручении проведения экспертизы тому или иному учреждению или эксперту практически целиком и полностью зависит от усмотрения судьи, рассматривающего дело. Однако отсутствие в законодательстве четких требований к компетентности экспертов и экспертных организаций, проводящих исследования в области оказания услуг химической чистки, крашения и стирки, на практике создает довольно значительные сложности для не являющихся специалистами в данной области судей при назначении экспертиз и оценке полученных экспертных заключений.

В связи с этим в последнее время участились случаи проведения экспертиз организациями и лицами, техническая и профессиональная компетентность в области оценки качества услуг химической чистки и крашения, услуг прачечных зачастую вообще ничем не подтверждается.

Указанные организации и лица принимают к своему производству экспертизы как по обращениям частных лиц (потребителей услуг), так и на основании определений судебных органов, порой сознательно вводя заказчиков и судей в заблуждение относительно своей компетентности в вопросах технологии оказания услуг химической чистки и крашения, услуг прачечных и наличия в их распоряжении экспериментальной базы, необходимой для проведения исследований в указанной области.

В целях подтверждения правомочности на проведение соответствующих исследований и испытаний указанные организации и лица нередко представляют заказчикам и судьям поддельные документы (аттестаты аккредитации, сертификаты соответствия и др.) либо документы, в которых отсутствуют сведения о наличии в распоряжении организации технически компетентной испытательной лаборатории по проведению качественной оценки (экспертизы) технологии оказания услуг химической чистки и крашения, услуг прачечных, а также получении экспертом специального образования и опыта работы в указанной области.

Отсутствие же необходимого для проведения экспертиз оборудования, поверенного в установленном порядке, а также экспертов, имеющих соответствующее образование, опыт работы в области оказания услуг и проведения экспертных исследований технологии оказания услуг химической чистки, крашения и прачечных, приводит к получению недостоверных экспертных заключений, и, как следствие, к принятию незаконных и необоснованных судебных решений.

Статьи 67, 86 и 187 ГПК РФ устанавливают, что заключение эксперта для суда необязательно, не имеет заранее установленной силы и должно оцениваться судьей в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами. Однако в реальности указанная норма многими судьями не учитывается, причиной чему служит элементарная некомпетентность в области технологии химической чистки либо нежелание вникать в указанные вопросы. Для многих судей по-прежнему актуален принцип «клиент всегда прав» и им иногда достаточно получить любое, пусть и абсолютно необоснованное заключение, в котором будет значиться вывод о вине предприятии, чтобы на его основе принять решение в пользу потребителя. В итоге весьма сомнительные экспертные заключения судьями нередко принимаются «на веру» вообще без всякой оценки их правильности, обоснованности и достоверности.

На практике довольно распространены случаи, когда проведение экспертизы в области технологии химчистки и стирки поручается различного рода оценочным и товароведческим организациям, в компетенцию которых входит лишь определение стоимости изделий и оценка качества их изготовления. Тем не менее, в погоне за «легким рублем» руководители и эксперты указанных учреждений без зазрения совести принимают к производству порученные судом экспертизы, невзирая на полное отсутствие специальных познаний и оборудования, необходимых для проведения соответствующих исследований. Особенно этим «грешат» весьма «сомнительные» экспертные организации, создаваемые при различного рода «обществах по защите прав потребителей», основной задачей которых, как и у их учредителей, является не оказание квалифицированной экспертной помощи, а получение прибыли любой ценой. Указанные действия являются грубейшим нарушением ч. 1 ст. 85 ГПК РФ, согласно которой в случае, если поставленные судом вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, эксперт обязан направить в суд, назначивший экспертизу, мотивированное сообщение о невозможности дать заключение. Однако на практике данное положение закона практически повсеместно не соблюдается, экспертизы проводятся недобросовестными и некомпетентными лицами, составляющими неграмотные, а порой даже заведомо ложные заключения, естественно, не в пользу предприятий бытового обслуживания, на основании которых судьи взыскивают с ответчиков-исполнителей услуг весьма значительные суммы.

Вместе с тем, очевидно, что экспертиза (оценка качества) технологии химической чистки одежды, крашения и стирки белья не может и не должна проводиться, что называется, «на коленке». Для обеспечения проведения квалифицированной экспертизы необходимы соответствующие лабораторные условия, определенные, поверенные в установленном порядке, приборы, и соответствующие методики. Специалист, который проводит экспертизу, должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование и опыт работы в указанной области (причем полученный не только на предприятии химической чистки или в прачечной, но и в процессе экспертной работы) – только тогда он может признаваться экспертом.

Разумеется, наличие указанных выше критериев не даст стопроцентной гарантии правильности выводов эксперта. Любому человеку свойственно ошибаться, и эксперт в этом плане не исключение - даже самый высокопрофессиональный специалист, имеющий в своем распоряжении суперсовременное оборудование и приборы, вполне может ошибиться и дать неверное заключение (в практике такие случаи тоже не редкость). Тем не менее, наличие данных, пускай и во многом формальных критериев, по крайней мере, позволяют быть уверенным в том, что исследование проводил человек, который разбирается в вопросах технологии химической чистки, крашения и стирки, а не лица, которые об указанных услугах имеют весьма отдаленное представление и нередко дают не просто ошибочные, а просто «бредовые» заключения. Соответствие организации и эксперта указанным требованиям, несомненно, повышает вероятность получения грамотного и обоснованного заключения, а значит, дает предприятиям химчистки и прачечным довольно надежные гарантии объективности и достоверности полученного заключения.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ проведение судебной экспертизы может быть поручено судом лицам, осуществляющие деятельность в качестве государственных судебных экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях, созданных при федеральных органах исполнительной власти (Минюст России, МВД России и др.), а также так называемым частным экспертам. При этом к государственным судебным экспертам в отличие от частных предъявляются определенные требования в части обязательного наличия, как правило, высшего профессионального образования и прохождения специальной подготовки по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном соответствующим органом власти.

Вместе с тем, в настоящее время ни в одном государственном судебно-экспертном учреждении химико-технологические экспертизы в области определения соответствия нормативам качества услуг химической чистки, крашения и стирки не проводятся и по соответствующей экспертной специальности подготовка экспертов не ведется.

Тем не менее, на практике встречаются случаи назначения судьями уже упоминаемых выше товароведческих экспертиз, проведение которых нередко поручается судебно-экспертным учреждениям Минюста России, и на разрешение экспертов зачастую ставятся вопросы о соответствии стандартам технологии обработки изделий на предприятиях химической чистки и стирки, а также причин образования имеющихся на них дефектов.

Однако в официальном ответе на запрос Ассоциации «Российский федеральный центр судебных экспертиз при Министерстве юстиции» подтвердил, что в компетенцию судебно-товароведческой экспертизы разрешение указанных вопросов не входит, так как в рамках указанной экспертизы решаются только вопросы, связанные с определением соответствия стандартам качества изготовления представленного на экспертизу изделия.

Как показывает практика, при решении вопроса о поручении проведения химико-технологических экспертиз в области определения соответствия стандартам технологии химической чистки, крашения и стирки наибольшего доверия заслуживают организации, аккредитованные на проведение соответствующих исследований и имеющим в своем штате экспертов, компетентность которых в указанной области подтверждена сертификатами соответствия. Несмотря на то, что согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ аккредитация испытательных лабораторий и аттестация экспертов осуществляются исключительно для целей проведения добровольной сертификации (оценки соответствия) услуг с выдачей сертификата соответствия, наличие аттестата аккредитации и сертификата служит достаточным основанием для признания компетентности организации и эксперта в области проведения качественной оценки (экспертизы) технологии химической чистки, крашения и стирки. Тем не менее, действующее законодательство, без всякого сомнения, требует доработки в части закрепления в нем четких требований к организациям и специалистам, которые проводят соответствующие экспертизы.

На основании изложенного, мы призываем руководителей предприятий химической чистки и прачечных учитывать указанные обстоятельства при обсуждении вопросов о назначении судебных экспертиз, а также при необходимости незамедлительно обращаться в Юридическую службу Ассоциации за дополнительными консультациями и разъяснениями относительно возможности поручения проведения экспертных исследований той или иной организации или специалисту. Тем более, что мы уже имеем достаточно большой опыт работы по доказыванию необъективности, неправильности, необоснованности экспертных заключений, составленных недобросовестными и некомпетентными «экспертами», которые нам регулярно присылают «на отзыв» предприятия отрасли со всей России.

Новый ГОСТ по маркировке: что и как

Генеральный директор ООО «ЦНИИбыт» Т.Е. Баланова: С 1 июля 2008 года вводится в действие новый ГОСТ Р ИСО 3758-2007 «Изделия текстильные. Маркировка символами по уходу». Он идентичен международному стандарту ISO 3758-2006 Textile Care Labelling Code Using Symbols («Изделия текстильные. Маркировочные обозначения на этикетках с правилами по уходу»). В соответствии с приказом Ростехрегулирования № 198-ст от 31.07.2007 г. указанный стандарт вводится взамен ГОСТ Р ИСО 3758-99 «Изделия текстильные. Маркировка символами по уходу», который с 1 июля 2008 года отменяется.

Необходимо сказать, что этот документ не был согласован ни с Ассоциацией предприятий химической чистки и прачечных, ни с отраслевым институтом. С первой же страницы документа создается странное впечатление – кажется, что люди, его создававшие, занимаются как минимум космосом, а никак не текстильными изделиями и их обработкой. Однако у этого ГОСТ Р есть и положительные стороны.

Документ наконец-то вводит в обращение значок влажной чистки, которая здесь почему-то называется «мокрая обработка». Речь о символе W в круге, о котором мы слышали уже давно и который уже присутствует на многих импортируемых изделиях. Собственно, в этом и заключается главная ценность документа – как и в том, что из системы символов исключен значок А. Кроме того, из описания значка с символом F исключен фреон, который уже не работает в системе химической чистки.

Однако главная направленность нового ГОСТ Р заключается в другом: он призван разграничить профессиональную и домашнюю стирку. Домашнюю стирку рекомендуют все символы с обозначением ванночки – как с указанием температуры, так и с обозначением руки. Символы утюга также обозначают глажение в домашних условиях. Правда, здесь тоже есть над чем посмеяться – составители документа красиво расшифровывают значок утюга как «домашняя глажка при определенной температуре, давлении и паре» (где они взяли дома давление – по-видимому, нужно ложиться на утюг!).

Вместе с тем, новый документ исключает профессиональное глажение. По мнению его составителей, в химчистках и прачечных изделия не гладят.

Для профессиональной обработки основополагающими символами становятся Р в обычном кружке и с подчеркиванием (чистка в перхлорэтилене по обычному и щадящему режиму), F в обычном кружке и с подчеркиванием (чистка в KWL-растворителях по обычному и щадящему режиму), а также W в обычном кружке, с одним и с двумя подчеркиваниями, обозначающими, соответственно, мягкую и супермягкую влажную чистку.

Определен также порядок расположения символов – стирка, отбеливание, сушка, глажение и профессиональная обработка (химчистка или влажная чистка).

Кроме того, новый ГОСТ определяет символы для естественной сушки – в случае, если запрещена сушка в сушильном барабане. Такой символ должен размещаться под основными пятью символами.

В приложении D стандарта дается также информация о дополнительных надписях – дополнительной информации по уходу, которая может сопровождать символьную инструкцию и является необходимой для ухода за текстильными изделиями с целью предотвращения нанесения вреда им или другим изделиям из партии. Приведены примеры таких надписей: «удалить до стирки», «использовать стиральную сетку», «гладить только с изнанки» и т.д. Вместе с тем, ГОСТ Р прямо указывает, что число дополнительных слов в маркировке должно быть сведено к минимуму.
(Полный текст стандарта можно приобрести в Ассоциации – Ред.)



После обсуждения выступлений семинар из конференц-зала плавно перетек в ресторан гостиницы «Сретенская», где… обсуждение продолжилось – уже в более неформальной обстановке. Кроме того, все с энтузиазмом поддержали решение проводить такие семинары с четкой периодичностью и на разные темы, что позволит предприятиям выбирать, какое мероприятие следует посетить и какому специалисту оно будет нужнее. Информацию о ближайших семинарах под эгидой АХП можно будет получить в журнале «Химчистка и Прачечная» и на новом сайте Ассоциации – www.axp.ru.